Обоснование выбора оздоровительной ситемы БАРС СК

Обоснование выбора оздоровительной системы БАРС СК

Почему я выбрал за основу комплекса упражнений для оздоровления БАРС СК

базовую технику(нижнюю акробатику) Русского стиля Системы Кадочникова.

Для этого начну несколько издалека. После того как после многолетних занятий

хатха-йогой я понял, что в этой системе не хватает все-таки динамических упраж-

нений, постепенно добавил сюда бег трусцой. C индийской хатха-йогой понятно.

что система формировалась в очень жарком климате и естественно в ней отражен

менталитет создавшего ее народа(это относится ко всем без исключения системам

и коиплексам). К этому времени(70-е – 80-е годы) еще прошлого века в Россию

стала поступать информация о восточных боевых искусствах, сначала японское ка-

рате по нескольким школам, далее опять же японское айкидо, несколько позже ки-

тайское ушу, также по нескольким школам. Не буду говорить о других восточных

искусствах, которые сейчас уже многим известны и имеют массу поклонников и

у нас в России и в разных странах. И с карате и с ушу удалось соприкоснуться в

течение нескольких лет. Позже, уже ближе к настоящему времени, с запада пришли

разнообразные танцы. Из всех направлений я выделяю спортивно-бальные танцы

по направлениям «стандарт» и «латина» соответственно по 5 разных танцев. С ни-

ми также удалось соприкоснуться довольно плотно(занимался сын, а позже внуки).

Даже, модное в свое время, китайское учение об энергетических меридианах и кол-

латералях и связанных с ними акупунктурных точках затронул в свое время.

После того как спал ореол таинственности(особенно с восточных воинских искусств)

и постепенно все стало на свои места, а также на основе и своего опыта и просто

анализа движений выстроил некоторую иерархию ценностей именно в смысле

необходимых и полезных движений и для оздоровления, и для возможности приклад-

ного использования в быту и в жизни вообще.

На мой взгляд иерархия в этом смысле такова(особенно в смысле оздоровления) ор-

ганизма:

- плавание;

- боевые искусства;

- спортивно-бальные танцы.

Далее встал вопрос какой же комплекс упражнений из предлагаемых и используемых

в перечисленной иерархии использовать и предлагать людям для оздоровления.

Можно конечно использовать(только отчасти) любой из данной иерархии, но хоте-

лось бы предложить некоторый универсальный комплекс, в котором были активные

воздействия и на энергетические меридианы и коллатерали во время выполнения

соответствующих упражнений, кроме того чтобы сами упражнения «заставляли»

правильно дышать.

Как видно из выстроенной иерархии полезности движений для оздоровления всех

систем организма и также для прикладного их использования наиболее подходят

воинские искусства. Остается выбрать какое же из имеющихся и известных к

настоящему времени.

Ниже приведу небольшой обзор, которым я руководствовался чтобы предложить ком-

плекс БАРС СК(Большая Аэробика Русского Стиля Системы Кадочникова).

Надо сразу отметить что из воинских искусств я выбрал не восточные, а наш родной

«Русский стиль», который вырос из народа и учитывает менталитет нашего народа.

 

Небольшой обзор рукопашного боя «Русский стиль» и связанных с ним вопросов

Изложу свои представления о русском рукопашном бое, сложившиеся на текущий

момент. Можно подойти к ним критически. Сразу отмечу, что из всех воинских ис-

кусств как полные системы имеются только 3:

-          ИРБ «Русский стиль»,

-          китайское ушу,

-          японсая будзикан нин-по по которой занимаются нинздзи

Внутри каждой из этих систем имеются по несколько разделов.

Все остальные виды единоборств можно считать подсистемами(например, японское

карате, корейское таэквондо, тайское муай-тай, бразилькое капоэйра и т.д.) или даже

комплексами(например, комплекс пресечения боя, разработанный в недрах НКВД/

КГБ в 30-х годах, китайское да цзе шу).

Из-за разного рода ограниченностей подсистемы и комплексы можно просто отбросить

и просто знать о них некоторую информацию.

Полные же системы полезно сравнивать. Считаю лучшим из этих систем ИРБ

«Русский стиль». Основаниями к этому имеются:

1)      во-первых необычайная обширность территории России, которая как и любая

другая страна сформировалась из-за искусства профессиональных воинов и наро-

да воевать. Причем в отличие от других стран нашим предкам пришлось воевать

и с западными воинами и с восточными и со всеми выходили победителями;

2)      имеется исторический факт, когда японский император еще во времена

распространения японских воинов ниндзя, в свою охрану взял дальневосточных

русских казаков, владевших искусством «Русского стиля»

3)      когда аналитики из Пентагона подыскивали лучшие искусства ведения

рукопашного боя для спецвойск они остановились на «Русском стиле», который стали

изучать под руководством белогвардейских офицеров в качестве инструкторов.

Сейчас его используют в подразделениях «морских котиков», наподобие нашей

морской пехоты.

Что же такого есть необычного в ИРБ «Русский стиль». Хороший пример по этому

поводу приводит инструктор и популяризатор ИРБ «Буза» В.А. Склизков:

Как-то по телевидению прошла передача, созданная компанией "ВВС" и посвященная технике второй мировой войны. В ней сравнивался немецкий танк "Тигр" и русский "Т-34". Сравнение шло примерно так: у "Тигра" пушка превосходит пушку "Т-34" по дальнобойности и по используемой оптике; броня и сборка танка "Тигр" были более качественными (показывают броню "Т-34" времен второй мировой войны, с перекошенными заклепками, и с отверстием, где эта самая заклепка вообще не была поставлена); у "Тигра" двигатель был мощнее; ходовая часть обеспечивала более плавное движение; для экипажа были созданы более комфортные условия и т.п. А в заключении говорится следующее: "в целом же русский танк "Т-34" по своим боевым характеристикам значительно превосходил немецкий "Тигр"!" Вот так.
Русский "Т-34" по частям уступал "Тигру", а в целом превосходил. Это есть пример русского боевого искусства, которое состоит из более простых, в сравнении с другими единоборствами, а значит более надежных и легких в освоении частей, взаимодействие которых организовано особым образом, по-русски, что позволяет иметь преимущество над всеми этими другими единоборствами.

Более того из разных ИРБ, которые используются сейчас в России можно вполне выде-

лить те которые относятся  к множеству «Русский стиль», а которые не относятся.

К настоящему времени ИРБ «Русский стиль» можно разделить на 2 группы:

-          традиционные ИРБ «Русский стиль» к которым можно отнести: северо-западный(таерской) стиль «Буза», северо-западный стиль князя Б.В. Голицина-Тимофеева, псковский стиль «Скобарь», новгородский стиль «Собаки», вологодский стиль «Веселый», юго-западный стиль «Славяно-горицкий» и др.

-          модернизированные(интеллектуальные или авторские) ИРБ «Русский стиль» к кототорым можно отнести: стиль А.А. Кадочникова, стиль РОСС(Российская Система Самообороны), стиль С.П.А.С.(Современная Прикладная Армейская Система), стиль СКАД(Система Комплексного Активного Действия), стиль УниБоС(Универсальная Боевая Система), стиль Центр(система рукопашного боя на основе понятия Центра масс), Слада(система прикладного боя, А.Беловым и производное от слова сладить/победить) и др.

Это в какой-то мере напоминает разделение ИРБ в древности на Руси, когда имелись

свои системы у профессиональных воинов или дружинников и свои системы у простого

русского народа или воев. Конечно шло и взаимное обогащение обоих систем.

 

Особенности ИРБ «Русский стиль.

ИРБ «Русский стиль» - это триединство веры, обычая и боевого искусства. Сразу надо отметить что русское боевое искусство не существует вне православия.
Чтобы понять «Русский стиль» как систему, можно сформулировать задачи, которые он решает как боевое искусство.

Первая - дать человеку возможность вести эффективный бой на победу с любым противником. Условно столкновение с "любым противником" можно представить в виде трех ситуаций:
а) бой с технически подготовленным противником равной физической комплекции
б) бой с противником, имеющим какое-либо преимущество: физическое (сила, скорость, выносливость, рост, вес), численное, за счет оружия и т.д.
в) бой, когда противник имеет подавляющее физическое, техническое или численное превосходство.
Вторая задача - обеспечение возможности ведения боя в любых условиях. Другими словами, система должна обеспечивать высокую надежность действий бойца, т.е. "прощать" ему ошибки (например, удар должен выполняться таким образом, чтобы в случае промаха не травмировались собственные суставы и бьющий не попадал в сильно уязвимое положение), по возможности минимизировать зависимость эффективности действий бойца от его физического состояния (усталость, болезнь, ранение).
Кроме того, «Русский стиль», как и любое боевое искусство решает задачу качественной подготовки и обучения воина.

Сегодня имеются и используются два полярных подхода к обучению в боевых

единоборствах. Первый(восточный подход), через изучение стандартных

двигательных форм. Суть его в том, что обучаемые должны изучить отдельные

технические действия, или по другому, приёмы, число и сложность которых растёт с

увеличением стажа занятий. В данном случае предполагается, что с определённого

достигнутого уровня начнется своеобразный переход количества в качество, и боец, в

совершенстве изучивший много приёмов обретёт навык свободного боя. Это означает,

что он будет адекватно, с точки зрения технико-тактических действий, реагировать

на любую боевую ситуацию. Этот подход характерен для восточных систем. И, как

показывает практика, это действительно

имеет место.

Суть второго подхода(русский стиль) в том, что бойца сразу же обучают работать в

режиме импровизации, то есть строить движения, которые исходя из принципов

рассматриваемой системы, будут считаться наиболее оптимальными для каждой

конкретной ситуации боя. Данный подход в большей степени характерен для школ

русского рукопашного боя.

Обучающийся по данному принципу боец с точки зрения "востока" выглядит

бесформенным. Он не умеет демонстрировать красивые движения, не знает никаких

формальных комплексов. В арсенале у него нет сотни приёмов, но зато есть чувство

собственного тела, тела противника и некая внутренняя программа, позволяющая

производить движения необходимые для того или иного воздействия на него.

При работе с вооруженным противником обычно используется следующая схема:

-          уход с линии атаки,

-          захват вооруженной руки,

-          обезоруживание

по какой бы технике она ни выполнялась, перестаёт работать в случае если

нападающий имеет мотив довести атаку до логического завершения, а не изображает

нападение. Для того, чтобы приблизиться к решению проблемы защиты от свободного

нападения с холодным оружием, в «Русском стиле» можно проследить следующий

подход.

Во-первых из различных видов оружия чаще всего в «Русском стиле» изучают работу

со следующими видами оружия: палка(обычно 3-х размеров  1800, 1200, 800мм),

металлический пруток, нож/штык-нож, саперная лопатка, автомат, гибкий пред-мет

(ремень, веревка, тросик). Если ввести дополнительное понятия для ножа/штык-ножа

как наиболее опасного оружия из-за своих характеристик и быстроты использования,

а для гибкого предмета как наиболее сложного оружия опять же из-за своих

характеристик и практической невозможности освобождения от него при

накидывании и удушении, то для этих видов вышеприведенная схема несколько

изменяется.

Для работы с противником вооруженным ножом/штык-ножом необходимо(конечно в

зависимости от ситуации) предусмотреть жесткий удар ногой возможно с

некоторым отклонением корпуса назад/в сторону.

Для работы с противником уже производящим удушение с помощью гибкого предмета

необходимо развить кисть для «мертвого захвата» и фиксации ближайшей кисти

противника, а уже затем произвести бросок скорее всего вместе с кувырком и т.д.

В «Русском стиле» много и других отличных от «восточных» подходов.

Обычно в школах «Русского стиля» для обучения хорошего мастера требуется 4-5

лет.

Некоторые принципы «Русского стиля»

1.      Удар должен травмировать противника, при этом, бьющую часть тела нужно сохранить неповреждённой.

Можно добиться этого, правильно расположив, бьющую часть тела во время удара. Бьющая рука, нога, голова и т. д. должны находиться в таком положении, чтоб сила удара проходила точно по "силовым линиям" и вся передавалась в конкретное место, в теле противника.
Чем меньше суставов встречается на пути силы и чем короче атакующая часть тела (пясть короче кулака, локоть короче руки), тем проще передать в ударе силу без потерь, а самому не повредиться.
Чем меньше изломов в "силовых линиях", тем лучше передаётся сила.
Атакующая конечность проводит силу, не повреждаясь, если суставы, во время атаки, не разгибаются до конца, не достигают крайних положений. Вращение суставов по естественным траекториям, в момент атаки, в сочетании с расслаблением не участвующих в движении мышц, защищает от травмы и проводит силу без потерь. Этой же цели служит, привычка бить разными местами в разные цели на теле противника. Например: в пах (по круговой траектории) лучше бить расслабленной кистью, в нос - кулаком, а по шее - ребром ладони.
Если же нам посчастливилось взять в бьющую руку камень или палку, то опасность травмироваться собственной атакой исчезает вовсе. Остаётся только необходимость полностью передать силу удара противнику. А если в руке нож, то и особой силы не требуется. Исходя из этих представлений, в «Русском стиле» всегда предпочитается бой оружием, схватке голыми руками.
Специальная закалка рук, набивка и укрепление бьющих мышц и сухожилий, тоже помогает выполнить вышеупомянутое правило, но закалка не является первостепенной задачей. Ведь неправильно сформировав руку в ударе можно её покалечить и закалённую и незакалённую. Считается, что закалка бьющих частей тела происходит естественно - в процессе тренировок.

2.      Удар не готовится, а бьётся из любого положения, продолжая естественное движение всего тела, той частью тела, которая "заряжена" на удар.

Любое положение тела возникшее в бою, обладает движением или заключает в себе потенциальное движение (то, которое хочется сделать, которое само просится). Вместо того чтобы принимать привычные, оттренированные положения тела из которых на тренировках нарабатывались атаки, как нередко поступают во многих бойцовских школах, мы для развития своего удара тренируемся использовать, живущее в любом положении скрытое движение. Не боремся с движением, принимая стойки, а продолжаем его, складывая его силу с силой нашего удара. Такое движение служит началом нашего удара, а наша атака становится продолжением движения.
Научившись правильно двигаться, можно управлять внутренним движением, проводя его силу в любую часть тела. По этому, из любого положения тела можно наносить множество сильных и неожиданных ударов.

3. В одном ударе, много ударов. 
Каждая из атак «Русского стиля» ударом несёт в себе возможность нанесения других "встроенных" ударов. Трансформация одного удара в другой возможна на любой фазе удара.
Если противник защитился и изменил траекторию нашей бьющей конечности или ушёл из зоны поражения, нам не следует возвращаться в исходную позицию для следующей атаки. Изучив удары «Русского стиля», мы можем, в момент изменения обстоятельств боя, продолжить свою атаку, порождая новые удары из предыдущего. Сама перемена ситуации должна извлекать из нашего движения новые победоносные удары.

4. Удары должны гнать противника друг - на друга.
Пропустив удар или испугавшись его, противник резко меняет положение своего тела. Эти изменения всегда однотипны. Мы, зная, куда дёрнется наш враг, должны наносить ему навстречу новые удары. Если всё сделано правильно, то противник будет сам биться об наши удары и снова дергаться, и опять биться.

5. Удары должны отвлекать один от другого.
Атака вниз, отвлекает от атаки вверх. Удар по спине, открывает живот. Удар по затылку, сбивает ориентацию. Удар вдалеке от напряжённых мышц, расслабляет.

6. Удары должны дублировать друг - друга.
Не каждый удар, даже попавший в цель, оказывается поражающим. Чтоб не упустить возникшее преимущество, нужно наносить контрольные удары. Они позволят добить раненого врага или, используя его мгновенное замешательство поразить новую цель. После удачно поразившего удара, хорошо перейти к броску или контролирующему захвату.

7. Бьющая конечность должна хорошо накладываться на поражаемую поверхность.
Это позволит максимально полно передать в тело противника силу удара.

8. Мягким - в жёсткое, жёстким - в мягкое.
Удар, нанесённый жёстким (например, кулаком) в жёсткое (например, в лоб) может привезти к травме бьющей конечности. Удар мягким (например, ребром кулака) в жёсткое позволит не травмироваться и бить сильно. Удар жёстким (например, согнутой фалангой среднего пальца) в мягкое (живот, шею, почку) даст возможность нанести серьёзную травму, при этом сила проникнет глубоко внутрь тела противника.

Допустимы и удары мягким в мягкое, но в некоторых случаях они требуют хорошего овладения техниками "внутренней жёсткости" и управляемым "внутренним движением".

Итак, я изложил свой подход для выбора комплексов упражнений из «Русского стиля».

Осталось только из вышеперечисленных  ИРБ «Русский стиль» выбрать тот, который

был взят за основу. Не вдаваясь пока в дальнейшие подробности, так как статья и так

уже получилась неожиданно довольно большой я выбрал Систему Кадочникова, и

именно так с большой буквы. В ней как раз за базовый комплекс принята нижняя

акробатика. Этот комплекс как и Система в целом научно обоснована и методически

отработана до подробностей. Она и сейчас находится в постоянном совершенствовании

и пополнения новыми упражнениями, которые постоянно проверяются и

отрабатываются на практике в online- тренировках Ар.А. Кадочникова со своими

учениками.

 

На этом пока заканчиваю, с уважением Александр

Related posts:

Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Общайтесь со мной:
Запись опубликована в рубрике Здоровье всему голова.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>